Аудит юзабилити сайта
Цель проведения аудита юзабилити — сделать нахождение пользователя на сайте приятным и комфортным, оставить хорошее впечатление о сайте сразу при попадании на страницу.
Чтобы осуществить данную задачу специалисты Top-Code изучают психологию поведения посетителей и внедряют веб-технологии, повышающие поведенческие факторы.
В процессе аудита юзабилити составляются рекомендации по комплексному улучшению составных частей сайта: дизайна (UX/UI), контента, технической и СЕО — составляющей.
Сайт компании
Лендинг/визитка
Интернет-магазин
Крупный портал
Когда необходимо провести аудит юзабилити сайта
Аудит следует выполнять в случаях когда:
- вы имеете большой показатель отказов посещений
- ваш сайт уже давно на просторах интернета, но визуально или технически устарел и требует прокачки
- вы хотите усовершенствовать СЕО-показатели сайта для улучшения поведенческого фактора и роста позиций
- посетителей сайта достаточно, но они не превращаются в покупателей
- разделы и функционал сайта настолько обширны, что пользователям неудобно им пользоваться
- контент на сайте сырой, не информативный и не призывает посетителя к действию.
- отсутствуют или не продуманы коммерческие факторы, повышающие показатели продаж
- вы самостоятельно обнаружили ошибки или недоработки при использовании сайта
Аудит юзабилити можно условно разделить на 3 подгруппы:
Техническая часть
Контент
Дизайн
Основной определяющий фактор, который влияет на время пребывания пользователя на сайте. Если дизайн устаревший и отталкивающий, то и отказы будут чаще. Помимо цветового стиля следует уделять внимание последовательности и расположению элементов, анимации, эффектам и прочим особенностям. Вот некоторые из прорабатываемых параметров:
• единый фирменный стиль. Все ли элементы выполнены в соответствие со стилем, в том числе дорабатываемые со временем, выдержана ли приятная глазу яркость и цвет элементов…
• графический медиа-контент. Вписывается ли он в общую стилистику сайта, не нарушает ли графическое содержание общий логики подачи информации…
• оценка стиля типографии. Нет ли сильного разброса размеров текста, сочетаются ли между собой шрифты.
• проверка расположения и отступов элементов. Не перекрывают ли элементы друг-друга при различных разрешениях, все ли отступы гармонируют по размеру…
• широкий спектр других факторов, относящихся к UX и UI — дизайну.
Результаты от проведения аудита
В процессе аудита юзабилити специалист составляет рекомендации по комплексной оптимизации таких показателей посещаемости как:
• время пребывания на сайте
• количество отказов
• глубина просмотра
• общее число переходов из поисковых систем
• активность посетителей
• общий показатель конверсии сайта
Улучшение данных параметром запускает стремительный рост позиций вашего сайта, магазина, портала.
Когда все ошибки выявлены и рекомендации составлены, необходимо пройтись и выполнить все пункты в отчете. Благодаря подробной инструкции, составляемой специалистами Top-Code, вы, при наличии свободного времени, легко сможете выполнить их сами, либо доверить исправление нам.
После того, как все ошибки исправлены, вы сможете наблюдать следующее:
- Позиции сайта начали расти, благодаря улучшению поведения на сайта
- Нахождение на сайте стало комфортным, первое впечатление от посадочной страницы не дает числу отказов расти.
- Контент сайта не просто приятен, а еще и построен так, чтобы превращать потенциального клиента в реального
- Интерфейс сайта не вызывает желание покинуть сайт и уйти к конкурентам, задерживая пользователя приятными ништяками
- Трафик с рекламных источников стал более конверсионным, так как сайт удовлетворяет запросам пользователей в полной мере
- Число продаж услуг и товаров существенно возрасло, так как пользователю удобно взаимодействовать с функционалом и работают все перечисленные положительные факторы
Специалисты, которые будут работать над вашим сайтом в процессе
аудита юзабилити
SEO — специалист
Один из главных мастеров, под руководством и присмотром которого выполняется аудит usability
Аналитик
Изучает тематическую нишу вашего бизнеса. Выявляет сильные и слабые стороны ваших конкурентов.
Контент-менеджер
Прорабатывает содержание с целью извлечения максимальной выгоды и конверсии с содержания
Дизайнер
Составляет проект визуального преобразования вашего сайта, отслеживая последние тенденции в UX и UI — дизайне
Веб-мастер
Реализует список рекомендаций всех специалистов непосредственно на сайте
Программист
Занимается усовершенствованием программной backend — части сайта, отвечающей за функционирование сайта
Этапы аудита юзабилити
Каждый проект уникален, поэтому и этапы аудита составляются индивидуально. Здесь показана общая схема проведения анализа и улучшения, которая используется в большинстве проектов.
Анализ тематики
Аналитик изучает конкурентов в бизнес-нише и текущее поведение пользователей сайта. Собираются исходные данные метрики и счетчиков, выявляются текущие ошибки и состояние сайта для определения оптимального алгоритма аудита. Начальная информация фиксируется для последующей аналитики изменений
Оценка дизайна и соответствия современным стандартам оформления
Дизайнер проводит оценку общего визуального стиля сайта и отдельных его элементов и блоков. Здесь прорабатываются как внешний вид (цветовые оттенки, шрифты и форматирование текста, отношение элементов…), так и удобство пользовательского интерфейса (элементы навигации, кнопки, читабельность текста и т.д.)
Выявление технических и прочих ошибок по чек-листу «Аудит Usability»
Определяются стороны, требующие улучшения, составляется обширный список рекомендаций по ~200 пунктам в чек-листе. Здесь выполняется основная часть работ, в которой принимают участие: аналитик, СЕОшник, контент-менеджер, дизайнер. СЕО-специалист в данном случае контролирует все этапами аудита юзабилити
Составление отчета и технического задания веб-мастеру и программисту
Каждому пункту в чек-листе дается оценка и подробно описываются рекомендации по улучшению юзабилити сайта. Мы стараемся давать рекомендации таким образом, чтобы был понятен алгоритм их исправления любому пользователю, немного знакомому с админ-панелью сайта без углубленных навыков веб-разработки
Модернизация сайта в соответствии с ТЗ
Нет смысла что-либо анализировать и рекомендовать без дальнейшего следования указаниям. Нужно реализовать все изменения, указанные в отчете и наблюдать рост показателей посещаемости и поведения, и в результате позиций сайта по запросам.
Вы можете это сделать самостоятельно, сэкономив средства, либо доверить нашему веб-мастеру.
Вы также можете заказать аудит юзабилити в тарифе «Комплексный СЕО-аудит», который содержит в себе технический, поисковой и контент-анализ сайта.
Советы от специалистов по улучшению usability
Дизайн и оформление
• Не скупитесь на индивидуальный дизайн, выполненный в фирменном стиле. Сайт, как ничто другое, должен соответствовать корпоративному имиджу, сочетаться с цветовым стилем логотипа компании, быть неповторимым и узнаваемым, и лучше заплатить один раз немного больше и иметь хорошую веб-площадку с уникальным оформлением и интерфейсом. Но если вы уже сделали сайт на типовом шаблоне, дорабатывали его самостоятельно без навыков веб-дизайна, то разумным решением будет сделать редизайн сайта.
• Дорабатывайте сайт, не отрываясь от имеющегося стиля. Когда доработка страниц, разделов, функционала производится разными специалистами в течение долгого времени сайт может представлять из себя сборную солянку. Если доделки по сайту проводились без навыков дизайна, можно также сделать финишный тюнинг дизайна.
• Избегайте несочетающихся с тематикой цветов и оттенков. Например, если вы интернет-магазин, продающий мед, то логично сделать сайт в желто-бежевых или светлых тонах и не логично в темно-серых. Из каждого правила есть, конечно, исключения, но, как показывает практика, экспериментировать здесь может только опытный дизайнер.
• Не используйте много шрифтов на сайте. Для большинства проектов подойдет не более 2-ух сочетающихся стилей текста.
Техническая часть
• Оптимизируйте скорость загрузки сайта. Долгая загрузка сайта гарантирует большое число отказов. Необходимо сжимать изображения для web перед загрузкой, оптимизировать код (css, js), настроить кэширование и т. д.
• Настройте кликабельные элементы и удобную навигацию. Нажатие на такие элементы как: телефон, e-mail, логотип, кнопки мессенджеров должно приводить к действию, сами элементы должны быть ссылками. На всех страницах уровня второй вложенности и более должны быть «хлебные крошки». Также не должно быть ссылок страницы на саму себя, т.е ссылка на текущую страницу должна быть неактивной.
• Добавьте поиск по сайту. Обязательный элемент для крупных каталогов и магазинов, но также не будет лишним поиск по словам на небольших и средних сайтах с услугами.
• Настройте ЧПУ ссылки. Структура URL сайта должна быть предельно простой, чтобы адреса имели логическую структуру и были понятны для человека. Для интернет-магазинов, в которых есть фильтры товаров, также не будет лишним настроить генерацию URL исходя из названия опции фильтра.
• Настройте адаптивность и кроссбраузерность. Сайт должен хорошо отображаться на всех устройствах и браузерах, в том числе и старых версиях.
Контент
• Дополните текстовой контент подходящими изображениями, тематическими блоками, формами обратной связи… Продумайте последовательность элементов, посмотрев на сайт не как владелец, а как только зашедший пользователь. Проверьте, подводит ли продающая страница потенциального клиента к действию.
• Настройте динамические блоки и разделы. Обновляемый сайт вызывает доверие как пользователей, так и поисковых систем. Это может быть новостной блок, блог тематический статей, обзоры и отзывы, форумы, чаты, часто задаваемые вопросы и т. д. Вы также можете получать дополнительный трафик с информационных статей на сайте, плавно подводящих на страницы с услугами ссылками на них.
• Избегайте навязчивых всплывающих окон и онлайн-консультантов. Скидки, акции и предложения должны быть видны, но не должны вызывать желание разбивать кулаком монитор.
• Добавьте блоки, повышающие доверие. Потенциальный клиент хочет удостовериться в вашей компетентности и видеть отличительные особенности вашей компании. Такие элементы на сайте, как: отзывы, преимущества, партнеры, гарантии, схема работы, позволят посетителям больше узнать о вас и принять решение о выборе в вашу пользу.